Есть в Чехии такой старинный городок Кутна-Гора (бывший немецкий Куттенберг). Небольшой, всего 21 тыс. душ, однако же симпатичный.
И есть такое неуклюжее слово «достопримечательности».
Этого тут много. Причём настолько, что и на больший город хватит. С избытком. В
связи с чем, имеет место наша Кутна-Гора в списке ЮНЕСКО. За красивые дома и
всё такое прочее.
Город был основан в XIII в. и был он
вначале сытым и богатым. Нынче есть такое понятие - «нефтяная игла». Кутна-Гора
плотно сидела на серебряной игле. Месторождение серебра. Но… XV в. – гуситские войны, но… XVI в. –
месторождение истощилось. И… закономерный итог – упадок. Остались только в
городе кое-какие старинные здания, да соборы, да костёлы, да табачная фабрика Philip Morris (но она к старине не относится).
Собор Св. Варвары (XIV – XVI вв.). Вот он – большой, готический и,
естественно, ЮНЕСКОвский.
Собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна
Крестителя, XIII-XIV вв.
Есть в городе и другие значимые духовные и не
очень заведения. И ещё есть старый город: узенькие улочки
и дома с затейливыми фасадами.
Но в первую очередь, наверное, знаменита
Кутна-Гора своей Костницей. Находится она в пригороде в районе по имени Седлеце.
Стоит там костёл Всех Святых, а в нём большая крипта. И битком она забита художественно
разложенными человеческими черепами да костями.
В 1278 г. некий аббат из цистерцианского монастыря
в Седлеце случился в служебной командировке в Святой Земле. Помолившись он
вернулся, но не с пустыми руками, а с горстью земли с Голгофы! Тут надобно отметить, что многие представляют себе Голгофу как какую-то гору, на
которую можно подняться и к которой можно хотя бы прикоснуться. Это не так. В
действительности Голгофа - это очень маленькое возвышение и аж с IV в.
она полностью скрыта под сводами храма Гроба Господня в Иерусалиме. На этих
снимках лестница, ведущая на второй этаж храма (это уровень вершины Голгофы) и православный предел на месте вершины.
А на этих снимках скальная вершина Голгофы (под стеклом) и место
где был установлен Крест.
Наскрести там что-то в принципе не возможно, но в средние века такое никого не смущало и шла бойкая торговля подобными артефактами. Потом вся эта волна сошла, а в церквях всё это осело в виде священных реликвий. Ещё в XVI в. католический теолог Эразм Роттердамский с сарказмом подсчитывал количества зданий, которые можно было бы построить из фрагментов Креста, а пока
эксперты вели дебаты о том, был ли Христос прибит к Кресту тремя гвоздями или четырьмя, их по разным церквям насчитали по крайней мере тридцать. Но, так или иначе, а маркетинговый ход с голгофской землёй оказался удачным. И повалил в
монастырь и на его кладбище народ. Толпами. Как в живом, так и в усопшем виде. Дело процветало и в 1400 г. в центре кладбища был построен костёл со специальной криптой. И если до этого имел место процесс придания покойников земле, то, после этого, пошёл процесс обратный – извлечение покойников из земли. Кладбище было уже переполнено. Могилы вскрывали, а кости их обитателей складывали в крипте.
В 1784 г. монастырь закрыли и всю его недвижимость
продали (вместе с костями и черепами). Купила всё это семья Шварценбергов.
В 1870 г. Шварценберги решили навести среди костей
и черепов порядок. Как-никак, а на хозяйстве в беспорядке числилось ни много ни
мало, а 40.000 скелетов. Для проведения этой работы был ангажирован местный резчик
по дереву Франтишек Ринта. Резчик оказался большим фантазёром и фантазии его,
судя по всему, никто не ограничивал. Результаты оного труда вы можете увидеть
на этих снимках. Приятного просмотра. Комментировать тут особо нечего и потому я в этот просмотр буду встревать лишь изредка.
Фамильный герб Шварценбергов. Во всех
подробностях.
В центре крипты люстра, украшенная гирляндами
черепов.
Тут и ангелочки с дудками есть. Ну чем не ренессанс?
Автограф мастера Ринта
Как видите, зрелище довольно своеобразное, однако
же не шоковое. Народ деловито всё это разглядывает, фотоаппаратами щёлкает, и никто
в обморок не хлопается, хотя иногда кажется, что не все понимают куда попали. Зачем, например,
монетки к черепам подкидывать? Чтобы ещё раз сюда вернуться?
Во всяком случае, своё пребывание в этом некрофильном
заведении никто нарочно не затягивает. Вдоволь насмотревшись и отселфившись,
публика с облегчением вылезает отсюда на белый свет и с новыми силами растекается
по местным лавочкам и забегаловкам: кружки с черепами покупать и пивом
пьянствовать.
В завершении этой темы надо сказать, что в
католической традиции оссуарии (места для хранения вот таких скелетированных
останков) совсем не редкость. Открытое хранение костей в склепах или часовнях практикуется
довольно часто. Обычно это способ экономии места на кладбищах. Самый большой
такой оссуарий находится в Париже. В его катакомбах складированы останки более 6
миллионов человек!
Но вот использование костей, так сказать, в
художественных целях – встречается не часто. В качестве примеров можно привести
Капеллу костей (Capela dos Ossos) в португальском городе Эвора.
А наиболее известный «художественный» оссуарий находится
в Риме при церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе. В нём собраны кости 4.000
монахов, умерших в XVI – XIX вв. Причём, все помещения крипты щедро этими костями
декорированы.
0 коммент.:
Отправить комментарий